День балалайки – праздник музыкантов-народников
Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная…Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания.
23 июня мир отмечает неофициальный, но уже прочно вошедший в календарь праздник – День балалайки или музыкантов-народников. Ударим же по струнам, чтобы прислушаться к голосу этого удивительного многогранного инструмента!
Откуда взялась балалайка?
Кто может точно сказать, когда человек произнёс первое слово? Когда впервые сложились стихи или песня? Вначале это были лишь порывы души и сердца, и лишь потом потребовали они усилить голос звучанием инструментов. Балалайка, скорее всего, пришла с востока, от азиатов или татар. Её прародитель – домра или домбра с округлой «попой» и длинным грифом. Со временем она видоизменилась, приобрела треугольную форму кузова (так проще было её изготавливать) и прочно поселилась среди народа.
Предположительно балалайка появилась на Руси в 11-13 веках, а первое письменное упоминание о ней можно прочесть в рукописи 17 столетия «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Именно с даты 23 июня 1688 года и ведут сейчас условный отсчёт «жизни» русского инструмента, потому что точных сведений не осталось. И на это есть свои причины.
Церковное осуждение народных «бесовских сосудов»
Балалайка наряду с домрами, гудками, гуслями широко распространялась в народе и почти никогда не использовалась среди правителей. Эти инструменты любили скоморохи, которые бродили по русской земле, распевая песни, потешки, показывая представления, зачастую полные юмора, сатиры, критики правящих кругов.
Потому-то и невзлюбила церковь народные инструменты и не раз выдавала указы о запрете «сосудов дьявола» и «бесовских игр».
Голосистые народные помощники превратились в изгоев, разбойников и подлежали уничтожению. Их отбирали, собирали на возы и сжигали. Совсем как ведьм. Да и времена были подходящие – середина 17 века.
Истребляли «гудебные сосуды» в Москве, уничтожали их в провинциях, куда летели жестокие указы царя Алексея: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
На Русь из Византии пришло христианство. Новая музыкальная культура признавала божественные песнопения под колокол и напрочь осуждала инструментальную музыку. Надолго умолкли в городах народные инструменты, но разве можно убить душу? Балалайка схоронилась и жила в простых домах, плясала на свадьбах и уютно чувствовала себя на завалинках.
Триумфальное возвращение балалайки
В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче. Появляются в дворянских усадьбах придворные оркестры, виртуозы-музыканты, а балалайка выходит из тени и постепенно из инструмента черни становится русской любимицей-фавориткой.
Первым известным музыкантом-балалаечником считают Ивана Хандошкина. Он изготавливал кузов балалайки из тыквы и проклеивал его внутри хрустальным порошком, отчего звук лился звонко и серебристо.
Но по-настоящему вышла музыкальная певунья из тени и зазвучала во весь голос в 1886 году. Василий Андреев, русский дворянин, выступил на сцене, и с той поры балалаечное искусство начало шириться и распространяться небывалыми темпами.
Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в оркестр. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж, где, говоря современным языком, просто порвал Европу. Парижскую моду захватила в плен парфюмерия с названиями русских народных мелодий, и даже скопированные предприимчивыми парижанами галоши музыканта считались предметом высшего шика.
Василий Андреев не только популяризировал русскую балалайку, но и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с краснодеревщиком Налимовым, который по чертежам музыканта создавал шедевральные экземпляры, снискав себе прозвище русского Страдивари.
Германию и Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.
Так стала русская игрунья культовым предметом и превратилась в символ.
Интересный факт: балалайка под запретом… в США
Несмотря на популярность, русское чудо все же не избежало очередных репрессий. В 1940 году в США вышел секретный указ сроком на 10 лет, запрещающий продавать балалайку в Америке. Подписал его президент Рузвельт.
Карательной меры избежала только Аляска, которая на момент написания указа еще не была штатом и где балалайка до сих пор считается народным инструментом.
Вы не поверите: прошло уже 74 года, а указ исправно продляется всеми последующими президентами! Ныне здравствующий Обама продлил запрет на продажу до 2020 года.
Но даже этот суровый документ балалайке не указ: она продолжает звучать в далёкой Америке. Играть на ней не запрещено, хоть и нужно получить специальную лицензию, и изготовлять собственноручно тоже. В 1984 году Джон Флинн написал книгу «Как изготовить балалайку». Она необычайно популярна и уже переиздавалась 9 раз!
Праздник музыкантов-народников
Думаете, современный мир погряз в электрогитарах и забыл о всенародной любимице? Может, балалайка и не так популярна в наши дни, но многочисленные оркестры да и музыканты-виртуозы не перевелись на русской земле!
Ежегодно, 23 июня, в Крыму проходит грандиознейший фестиваль, куда съезжаются знаменитые и не очень балалаечники, чтобы отпраздновать День балалайки как и полагается: задорно, весело, широко. И звучит она, русская балалаечка, поёт и показывает свои таланты, а музыканты-виртуозы показывают своё мастерство. Ведь они есть – настоящие, умопомрачительные! Слушаешь их и восхищаешься.
Алексея Архиповского называют русским Паганини, потому что, играя на балалайке, он творит настоящие чудеса. Послушайте и восхититесь его гениальным талантом:
А это зажигают и отжигают украинские музыканты – Антон Каргатов и Александр Тулинов. Сумасшедшая харизма, виртуозность и восторг!
Любите и цените свои корни и свою культуру. В них – сила и самобытность, неисчерпаемая энергия и наследие, которыми нужно гордиться и передавать по наследству своим потомкам.
Просмотров: 10 671
При копировании ссылка на Дари Слово обязательна!