Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Спожинки

В августе заканчиваются жнива. Колос, налитый теплым солнцем до краев, клонится к земле и требует завершить начатое дело. Уже короче становится день, дыханье осени все ощутимее, все ближе… И надо поспешить, чтобы успеть сделать главные земледельческие работы до Успения пресвятой Богородицы…

Если в июне начало уборки урожая у славян назывались зажинками, то конец жатвы получил певучее и ласковое название – спожинки.

Славянский праздник Спожинки
 

Это славянский праздник Последнего снопа, который в разных местах называли еще обжимками (обжинками), дожинками.

Отмечают его с 7 по 14 августа — на растущую луну, чтобы всё шло впрок: и богатый урожай, и хорошие слова преумножались, приносили прибыль и достаток.

В торжественный день спожинок проводили хлеборобы ритуал окончания жатвы: выходили в поле, дожинали пшеницу, просо рожь и разные другие зерновые культуры.

Древняя магия этого праздника неразрывно связана с богом Велесом — покровителем урожая, плодородия, животных, искусства и чародейства. Ему воздавали почести, просили о защите и будущих урожаях.

Последний сноп жали молча, торжественно, позволяя духу поля спокойно, без всякой суеты поселиться в последнем снопе. Этот обряд появился еще в язычестве, когда селяне считали, что на каждом поле живут полевики – духи земли, которые оберегают пашню, притягивают благодатные дожди и дают богатый урожай.

Последний сноп часто наряжали лентами, приделывали ему руки, надевали сарафан или творили куклу, отождествляя ее с ребенком. Дитя, рожденное землей – символ процветания и богатых урожаев. Именно такой смысл вкладывали наши предки в это действо.

Последние колоски собирали на поле девушки, плели из них венок, вплетали туда красивые ленты и надевали на голову самой красивой девушке в деревне.

Также по обычаю на поле оставляли пучки несрезаных колосьев. Их было принято обвивать лентами, нагибать к земле, присыпать почвой и класть сверху хлеб да соль.

Таким ритуалом девушки завивали бороду богу Велесу и оставляли на земле, чтобы эти колосья притягивали к себе духов-полевиков, что витают в воздухе.

Поселятся такие духи на поле, перезимуют благополучно в сплетении теплых колосьев, а на следующий год помогут взрастить и собрать богатый урожай.

После всех магических ритуалов земледельцев Последний сноп торжественно проносили по всей деревне и ставили его в центр стола, где проходило пиршество по случаю окончания сбора урожая.

В этот день святили в церквях свежий хлеб из муки нового урожая, мед, зерно, яблоки. До конца спожинок ни один хлебороб не позволял себе взять в рот ни крошки еды. И лишь когда все дела были завершены, до поздней ночи праздновали спожинки, пили пиво, ели кашу, пахучий хлеб, яблоки, мед. Только говядины в этот день нельзя было вкушать, но и без мяса хватало еды, веселья, радости.

Через две недели после спожинок принято было засылать сватов. И начинали гудеть весельем по деревням и селам осенние свадьбы…

Просмотров: 3 649

При копировании ссылка на Дари Слово обязательна!

Оставить комментарий

Вверх!Вверх!